WordPress

Цветок лепесток в валенках из какого произведения

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 1
Представляем интересную подборку на тему: "Цветок лепесток в валенках из какого произведения".

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » Литературное чтение » К.Г. Паустовский “Стальное колечко” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

К.Г. Паустовский “Стальное колечко” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

  1. Точное слово

Где и когда происходило действие? Как звали героев? Подчеркните нужные слова.

Действие происходило в деревушке Моховое зимой. Героев звали дед Кузьма и Варюша.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 2

2. Поиск

Как боец назвал девочку? Найдите слова в тексте. Запишите.

Боец называл девочку “цветок -лепесток в валенках” и “анютины глазки с косичками”.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 3

3. Точное слово

Перечитайте описание воробья Сидора. Каким он был? Как вел себя? За что Сидора осуждали соседские воробьи? Подчеркните ответы.

Подчеркнем описание Сидора красным цветом, как он себя вел — зеленым, осуждение воробьев — синим.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 4

4. Поиск

Как Паустовский описывает первые признаки весны? Подчеркните.

Писатель описывает капель, горячий свет, крики галок и теплый ветер.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 5

5. Точное слово

Как автор говорит об отношении девочки к своей деревушке? Какие слова выбирает? Запишите.

Девочка очень любит свою деревушку и считает, что лучшее ее нет ничего на белом свете.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 6

6. Проталинки

Перечитайте описание наступления весны. Впишите пропущенные слова. Подчеркните олицетворения.

Писатель пишет о весне, как о живом существе. Она идет и смотрит. Он называет ее молодой хозяйкой.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 7

7. Проба пера

Какой вы представляете девочку Варюшу? Допишите.

Варюша мне кажется очень веселой и доброй девочкой, которая любит природу, своего дедушку, и свою Родину. У нее голубые глаза и косички.

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 8

8. Поиск

Кроссворд “Стальное колечко”

1) Как Варя называла воробья Сидора? — Неслух

http://pushkinsdelal.ru/k-g-paustovskiy-stalnoe-kolechko-e/

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 9

К.Г. Паустовский. Стальное колечко

Константин Георгиевич Паустовский

Ответы к стр. 50 – 52

1. Точное слово
Где и когда происходило действие? Как звали героев? Подчеркните нужные слова

Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса . Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом.

2. Поиск
Как боец называл девочку? Найдите слова в тексте. Запишите.

“Цветок-лепесток в валенках”, “анютины глазки с косичками”.

3. Точное слово
Перечитайте описание воробья Сидора. Каким он был? Как вёл себя? За что Сидора осуждали соседские воробьи? Подчеркните ответы.

Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик . Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин . С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда . Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито , что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живёт в избе, в тепле, в сытости, а всё ему мало !

4. Поиск
Как К.Г. Паустовский описывает первые признаки весны? Подчеркните.

Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли . Горячий свет бил в оконце . Орали галки .
Варюша выглянула на улицу. Тёплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы .
– Вот и весна! – сказала Варюша.

5. Точное слово
Как автор говорит об отношении девочки к своей деревушке? Какие слова выбирает? Запишите.

Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!

6. Проталинки
Перечитайте описание наступления весны. Впишите пропущенные слова. Подчеркните олицетворения.

Весна шла по полям как молодая хозяйка . Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла , и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче.

7 ∗ . Проба пера
Какой вы представляете девочку Варвару? Допишите.

Варюша – героиня рассказа К.Г. Паустовского “Стальное колечко”. Она жила с дедом Кузьмой в деревушке Моховое. Варюша добрая, наблюдательная, заботливая, чуткая, отзывчивая девочка. Она умеет радоваться обычным вещам; как все дети, верит в чудо, замечает красоту природы и сильно любит родную землю.

8 ∗ . Поиск
Кроссворд “Стальное колечко”

http://e-razumniki.ru/k-g-paustovskij-stalnoe-kolechko/

К. ПАУСТОВСКИЙ «СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКО». ХАРАКТЕР ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ. СКАЗКА ИЛИ РАССКАЗ?

Природа учит нас понимать прекрасное.

Любовь к родной стране невозможна

без любви к ее родной природе.

Цели урока: — дать характеристику главной героини; — обсудить особенности жанра произведения. Задачи урока: — воспитание читателя, умеющего воспринимать автор­ское отношение к изображаемому; — формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им; — учить детей работе с текстом большого объема; — воспитывать любовь к родине, близким людям, веру в торжество доброты, творящей чудеса. Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, портрет К. Паустовского, кар­точки; колечко; магнитные буквы; книги К. Паустовского; репродукции картин, диск «Музыка для релаксации», ри­сунки детей.

ХОД УРОК

http://samzav.minobr63.ru/k-paustovskijj-stalnoe-kolechko-kharakter-glavnojj-geroini-skazka-ili-rasskaz/

«Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками» – так назвал боец Варю. Какое отношение к девочке выразилось в этих словах?

В 18:16 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками» – так назвал боец Варю. Какое отношение к девочке выразилось в этих словах? Паустовский «Стальное колечко»

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 12

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Субботина Варвара Алексеевна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 57 091 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

http://uchees.ru/answer-59195.html

«Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками» – так назвал боец Варю. Какое отношение к девочке выразилось в этих словах?

От нашего клиента с логином EZMkeCuK на электронную почту пришел вопрос: ««Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками» – так назвал боец Варю. Какое отношение к девочке выразилось в этих словах? Паустовский «Стальное колечко»» это здание мы отнесли к разделу ЕГЭ (школьный). Так как клиент является зарегистрированным пользователем нашего сайта, то мы бесплатно предоставим ответ.

ЕГЭ (школьный) — довольно сложный раздел, здесь действительно попадаются вопросы, которые даже у специалиста с законченным высшим образованием поставят в тупик при подготовке правильного ответа. Но мы известны тем, что сложности нас не останавливают, а наоборот развивают и расширяют наши знания.

Вы спрашивали «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками» – так назвал боец Варю. Какое отношение к девочке выразилось в этих словах? Паустовский «Стальное колечко»? — отвечаем:

http://xn—-7sbapcyiojdlglffl.xn--p1ai/spravochnik/articles35775.html

«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского

История создания

Сказка «Стальное колечко» была напечатана 1 мая 1946 г. в «Литературной газете». Сказка отражает надежды, связанные с победой в войне, являет победу добра над злом, традиционную в сказках. С недавней победой и недавними военными тяготами связана и бедность, скудость еды героев, и патриотическая идея рассказа. Варюша не хочет даже на миг оставлять свою родную деревню, будто боясь потерять её (в подтексте – боясь потерять то, что только что отвоёвано).

Литературное направление и жанр

В произведении сочетаются черты реалистического рассказа и сказки. Такая двуплановость характерна для всех сказок Паустовского.

Почти все события и образы произведения могут объясняться с точки зрения реализма и фантастики. Например, судьба старого воробья Сидора, зимующего в доме деда Кузьмы. Его поведение можно прочитать как реалистическую зарисовку о животном, а можно – как сказку о животном, ведь воробей говорит Варюше: «Ишь ты! Нашла дурака!» А может, ей это только кажется?

Но в «Стальном колечке» есть ещё и подтекст. Подтекст этой сказки связан с победой в войне, которую в этой сказе символизируют зима, лишения и болезнь.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема у произведения «сказочная» — победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения.

Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.

Сюжет и композиция

По композиции «Стальное колечко» ближе к рассказу, а не к сказке. В нём есть крохотная экспозиция, в которой повествуется о долгой и суровой зиме, о замёрзших волках. Завязка рассказа — у деда Кузьмы закончилась махорка, кульминация – потеря колечка и вместе с ним надежды, развязка — приход весны и обретение всего потерянного: колечка, здоровья, радости.

Но есть в произведении элементы сказки. От волшебной сказки в «Стальном колечке» волшебный предмет (колечко), волшебный даритель (солдат), простодушный герой, награждённый за доброе сердце (Варюша дала солдату махорку просто так, «сколько надо»). Но животные ведут себя не как герои волшебной сказки, а как герои сказки о животных. Воробей Сидор не желает быть волшебным помощником. Зато у него человеческий характер. Воробей своенравен, драчлив и нахален. Волки из леса хотят, как Лисичка из сказки «Зайкина избушка», «пожить в избе, почесаться и полежать у печки».

Герои сказки

Главная героиня – девочка Варюша. Так называет её рассказчик, подчёркивая, во-первых, юный возраст девочки, а во-вторых, — своё к ней нежное отношение.

Варюша воспитана дедом Кузьмой, который, сознательно или нет, сформировал у девочки мифологическое или сказочное отношение к миру. Или, может быть, он просто не разрушил детскую веру внучки в сказку?

Варюша верит словам бородатого бойца, что от ветра, создаваемого поездом, она может улететь под небеса. Варюша без колебаний несёт воробья на место потери колечка, чтобы он помог в поисках, как посоветовал ей дедушка. Но главное – Варюша сразу поверила в волшебное свойство колечка.

Варюша очень жалостливая, она откликается на чужую нужду. Она пошла за махоркой для больного дедушки в соседнее село суровой зимой.

Портретную характеристику Варюше даёт бородатый боец: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». От автора читатель узнаёт, что Варюша синеглазая.

Когда Варюша строго отказалась продать махорку, бородатый боец назвал её больно серьёзной.

Да, Варюша не сразу верит в волшебные свойства колечка, а только после того, как другой боец назвал бородатого колдуном. Ведь это самое естественное объяснение для девочки, верящей в чудеса.

Варюша любопытна, как любопытная Варвара. Именно любопытство стало причиной потери колечка, ведь девочка решила проверить, что будет, если колечко надеть на мизинец. Боец забыл сказать об этом.

Варюша лишилась сразу трёх чудес. Первое и самое важное для Варюши – здоровье для хворающего дедушки, затем – большущая радость и, наконец, возможность посмотреть свет со всеми его чудесами.

Из этих трёх чудес настоящее – только первое. Большущую радость, по мнению Паустовского, человек должен уметь разглядеть, она всегда рядом, она в мелочах, таких, как приход весны. А от возможности увидеть белый свет со всеми его чудесами Варюша сама отказывается из любви к родной деревушке. Да и никакое это не чудо – путешествовать по белу свету.

У Варюши есть редкое качество: она довольна своей жизнью, наслаждается ею и ничего не хочет менять. Это, с точки зрения автора, — залог истинного счастья.

Дед Кузьма – воплощение народной мудрости, доброты и силы духа. Читатель ничего не знает о родителях Варюши, но можно предположить, что девочка сирота. А смерть деда была бы для Варюши самым большим несчастьем.

Дед напоминает какое-то мифологическое существо. У него косматые серые волосы, он сидит на завалинке, а дым от махорки напоминает пар, «будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Дед Кузьма как будто не особенно нежен с Варюшей, называет её дурочкой и вертушкой, но это как раз доступные ему ласки.

Бойцы в рассказе – воплощение мужества и доброты одновременно, они – защитники родной земли, богатыри.

Бородатого бойца, подарившего кольцо, его товарищ называет колдуном, ведь его, старого сапера, «даже мина не брала». Но этот факт можно объяснить опытом и везением бойца.

Ещё один герой рассказа – старый воробей Сидор. Это прирученный воробей, который зимует в избе Кузьмы, как хозяин. Воробей этот «с характером», кашу склёвывал прямо из мисок, хлеб старался вырвать прямо из рук. Сказочный пласт сказки делает воробья волшебным: он разговаривает и, хотя не помогает найти в снегу перстенек, но призывает в окошко весну, растопившую снег.

Художественное своеобразие

В названии обозначен самый важный предмет – стальное колечко. Оно обладает волшебными свойствами и даёт здоровье, радость или возможность путешествовать. Но его свойства вполне могут быть выдуманными. Варюша поражается, что за зиму колечко не заржавело. Но ведь оно стальное, сталь не ржавеет, это не волшебное свойство колечка, а материальное.

В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).

Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».

http://goldlit.ru/paustovsky/1465-stalnoe-kolechko-analiz

Стальное колечко

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 13

Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы. Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала ее в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. В Переборах они останавливались редко. Почти всегда они проносились мимо с лязгом и грохотом.

На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с веселым серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвется к станции из дальнего черного леса.

– Скорый! – сказал боец с бородой. – Смотри, девчонка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса.

Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колеса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду ее не подняло над землей и не утащило за поездом. Когда поезд пронесся, а снежная пыль еще вертелась в воздухе и садилась на землю, бородатый боец спросил Варюшу:

– Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

– Махорка, – ответила Варюша.

– Может, продашь? Курить большая охота.

– Дед Кузьма не велит продавать, – строго ответила Варюша. – Это ему от кашля.

– Эх ты, – сказал боец, – цветок-лепесток в валенках! Больно серьезная!

– А ты так возьми сколько надо, – сказала Варюша и протянула бойцу мешочек. – Покури!

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки, скрутил толстую цыгарку, закурил, взял Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в те синие глаза.

– Эх ты, – повторил он, – анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отблагодарить? Разве вот этим?

Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

– Носи на здоровье! Этот перстенек совершенно чудесный. Гляди, как горит!

– А отчего он, дяденька, такой чудесный? – спросила, раскрасневшись, Варюша.

– А оттого, – ответил боец, – что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь!

– Будто? – спросила Варюша.

– А ты ему верь, – прогудел другой боец из-под поднятого ворота шинели. – Он колдун. Слыхала такое слово?

– Ну то-то! – засмеялся боец. – Он старый сапер. Его даже мина не брала!

– Спасибо! – сказала Варюша и побежала к себе в Моховое.

Сорвался ветер, посыпался густой-прегустой снег. Варюша все трогала колечко, повертывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего света.

«Что ж боец позабыл мне сказать про мизинец? – подумала она. – Что будет тогда? Дай-ка я надену колечко на мизинец, попробую».

Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.

Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.

Варюша заплакала. Пропало колечко! Значит, не будет теперь здоровья деду Кузьме, и не будет у нее большущей радости, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку н пошла домой. Она вытирала слезы варежкой, но они все равно набегали и замерзали, и от этого было колко и больно глазам.

Дед Кузьма обрадовался махорке, задымил всю избу, а про колечко сказал:

– Ты не горюй, дочурка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, с тепле, в сытости, а все ему мало!

На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

– Ты поищи, поройся! Может, найдешь!

Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал: «Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака!… Ишь ты, ишь ты!» – повторил Сидор, сорвался с ветки и полетел обратно в избу.

Так и не отыскалось колечко.

Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду.

Метели кружились над деревушкой, заносили избы. Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Все чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько плакала от жалости к деду и бранила себя.

– Дуреха! – шептала она. – Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе!

Она била себя кулаком по темени, наказывала себя, а дед Кузьма спрашивал:

– С кем это ты там шумишь-то?

– С Сидором, – отвечала Варюша. – Такой стал неслух! Все норовится драться.

Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

Варюша выглянула на улицу. Теплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.

– Вот и весна! – сказала Варюша.

Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.

Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело.

Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.

Еще издали, подбегая к избе, она увидела деда Кузьму. Он вышел из избы, сидел на завалинке, и синий дым от махорки поднимался над дедом прямо к небу, будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке и над ним курился пар.

– Ну вот, – сказал дед, – ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу легким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила. Сейчас вот покурю, возьму колун, наготовлю дровишек, затопим мы печь и спечем ржаные лепешки.

Варюша засмеялась, погладила деда по косматым серым волосам, сказала:

– Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма.

Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь. Только вечером, укладываясь спать, она сняла колечко со среднего пальца и надела его на безымянный. После этого должна была случиться большущая радость. Но она медлила, не приходила, и Варюша так и уснула, не дождавшись.

Встала она рано, оделась и вышла из избы.

Тихая и теплая заря занималась над землей. На краю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики?

Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нем сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел – пять раз.

«Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!»

Тотчас высоко на ветвях в золотом заревом свете запела иволга.

Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.

«Кто же это прошел? А я и не разглядела!» – подумала Варюша.

Она не знала, что это весна прошла мимо нее.

Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце.

Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей. Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов.

Варюша думала было надеть перстень на указательный палец, чтобы Повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти Цветы, на липкие березовые листочки, на яснее небо и жаркое солнце, Послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями – и не надела перстенек на указательный палец.

«Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

http://nukadeti.ru/skazki/paustovskij-stalnoe-kolechko

К. Паустовский « Стальное колечко»

Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 15

Урок литературного чтения в 3 классе по программе « Школа 21 века» разработан учителем начальных классов МОБУ СОШ № 21 станицы Ахметовской Лабинского района Краснодарского края Ефимцовой Татьяной Васильевной .

Тема : К. Паустовский « Стальное колечко»

— создать условия для формирования активной читательской позиции;

— способствовать развитию творческих способностей детей;

— развивать умение определять жанр произведения.

1. Организационный момент.

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.

3. Работа по теме урока.

1)Постановка учебной проблемы.

а) Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами его читателям. Вчера мы начали знакомиться с творчеством этого писателя.

— Какое произведение читали?

— Понравилось ли оно вам?

— Как вы думаете, что представляет собой этот человек?

-как звали отца Паустовского?

-какая семья была у писателя?

-какое образование получил Константин Георгиевич?

-Какие профессии пришлось ему освоить?

-Его основное увлечение?

-Можно ли назвать Паустовского детским писателем?

Учитель. Писать для детей это особый дар. Если дети с интересом читают произведения Паустовского, то можно наверняка считать его детским писателем. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.

Есть в Москве удивительное по красоте место — усадьба и ландшафтный парк «Кузьминки». Издавна называют этот дом «Серая дача», т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-цент К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками и почитателями творчества писателя. Открылся в ноябре 1975 года. Праздник К.Г.Паустовского – ежегодно отмечается 31 мая, в день открытия музея.

в) — К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей, преджположения)

В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

Рассказ– небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2).Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

— Как вы думаете, какие можно поставить цели на сегодняшнем уроке?

провести анализ художественного произведения;

развивать навыки осмысленного, беглого чтения;

определить жанр этого произведения.

— Что для этого нужно?

1.хорошо знать содержание;

2. быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком;

3.понять точку зрения автора3) . Совместное открытие знаний.

а) — Дома вы были в роли читателей.

— Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным
читателем?

— Проверим. Мини тест «Самый внимательный». Поработай самостоятельно и найди неправильные предложения. Рядом с предложениями напиши да или нет.

Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)

В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)

На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)

Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)

Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное — из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка с доски: Нет, нет, да, нет, да, нет.(Слайд№6)

-Что неверно? Давайте вместе исправим.

-На что похоже начало нашего произведения?

-Почему? ( Точно названо село, в котором живут герои)

-Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

-Могли выглядеть наши герои так, как вы видите на иллюстрации в учебнике на странице№71?

-В чём помогает иллюстрация?(образно представить)

-Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (стр. 70, 2 абзац сверху со слов “ На платформе сидели два бойца…”)

-Прочитаем эту часть текста по ролям. — Нам нужны (4 человека)

— Как боец называет Варюшу? (стр 70 «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»)

— Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?

— Какая Варюша в этом отрывке? (добрая, общительная, верит в сказку)

г) Ф/М.

— Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

— Называем палец и соответствующее чудо.

безымянный — большущая радость

указательный — увидишь весь мир

— Почему люди носят кольца? (Слайд№7)

1.В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

2. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники — серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

3. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

4. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

К какому эпизоду подходит иллюстрация?

-Почему Варюша потеряла колечко?

— Зачитайте, почему Варюша заплакала? (стр72,снизу 2 абзац) (любопытная, неосторожная)

— Так какая же Варюша? Что вы о ней скажете? (добрая, заботливая)

-Как вы думаете почему боец ничего не сказал девочке о мизинце?

-О каком герое мы с вами забыли?

-Можно ли героев нашего произведения назвать сказочными?

е)Акцентное вычитывание описания весны.

А теперь давайте перенесёмся вперёд во времени ирасскажем о нём в двух предложениях:

— Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка
увидела весну. (стр74-75)— А оно свойственно рассказу или сказке?

ж) «Варя в лесу весной” » -Прочитайте слова на следующем слайде.Восстановите по слова-действиям события и зачитайте отрывок.(стр75)

-На какой палец девочка надела колечко?

-Обдумывала ли она этот поступок?

-Как это характеризует Варюшу?

-Что она увидела, когда прибежала домой?

-Значит, колечко волшебное?

— А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?

-Найдите и прочитайте. (стр 77)

А почему она не захотела повидать белый свет?

— Перечитать заключительные слова сказки.

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

4. Закрепление.

Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ?

Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Подходят ли они к произведению.

К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?

Верить верь, но проверь.

Добрая надежда человека никогда не покидает.

Слезами горю не поможешь.

-Как вы думаете, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

— Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

6. Домашнее задание.

1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

2. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/321204-k-paustovskijstalnoe-kolechko

Технологическая карта урока «Проверь себя» (обобщение по теме К.Г. Паустовский)

Цель:

Через произведения К.Паустовского формировать читательскую культуру.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения.
  2. Развивать монологическую речь, творчество и воображение, обогащать словарный запас.
  3. Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока:

Повторительно-обобщающий.

Форма урока:

Урок-обобщение.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Дифференцированная.
  • Элементы технологии, используемые на уроке:

  • Технология личностно ориентированного развивающего обучения;
  • Использование информационно-коммуникативных технологий.
  • портрет К.Г. Паустовского (1892-1968);
    выставка рисунков;
    выставка книг;
    кроссворд.

    1. Организация класса. Настрой на урок.

    -Улыбнитесь друг другу. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку стала интереснее и радостнее.

    б) Чему научимся на уроке?

    • Обсуждать;
    • Наблюдать;
    • Догадываться;
    • Делать выводы;
    • Получать удовольствие от работы.

    2. Пятиминутка. (Читаем глазами)

    Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре-портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас, и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.

    Ярко горели лампы, и всё пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно — может быть, оттого что стёкла запотевали, и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.

    3. Разгадывание кроссворда. Определение темы урока.

    1. Старик хитрый, ученый, мельник…(Панкрат).
    2. Цветок — лепесток в валенках. (Варюша).
    3. Друг автора. (Рувим).
    4. Старый воробей. (Сидор).
    5. Сначала ворюга, потом Милиционер. (Кот)
    6. Деревушка, где жила Варюша. (Моховое)
    7 .Внук деда Лариона. (Ваня)
    8. Дождь бывает…(слепой)
    9 .Он вылечил зайца. (Карл)
    10. “Да ну тебя!” (Филька)
    11. Дождь бывает…(спорый)
    ПАУСТОВСКИЙ (портрет)

    4. Работа в парах.

    — Что узнали о К. Г. Паустовском? Что он писал? (жанровая разновидность)

    Назовите рассказы, сказки, очерки, юмористические рассказы.

    Тема произведений: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

    — Назовите произведения, в которых автор описывает мудрых и добрых стариков.

    .5. Работа с классом.

    А) Групповая работа.

    — Кто из героев прочитанных произведений вам запомнился? Составление портретов героев:

    • 1 гр. Варюша;
    • 2 гр. Ваня Малявин;
    • 3 гр. Кот Ворюга (Моя кошачья жизнь);
    • 4 гр. Филька.

    Б) Дифференцированная работа.

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    Дождь. Какой бывает?

    (выборочное чтение)

    Соотнесите пословицы с прочитанными рассказами: 1. Признание – половина исправления. 2. Земля, на которой родился – золотая. 3. Не бросай друга в несчастье. 4. Весна да осень – на дню погод восемь.Определите внутренний мир героев, их переживания, настроение, чувства: — добрый; — злой; — жестокий; — заботливый; — внимательный; — великодушный; — бестактный; — благородный; — беспокойный.

    В) Выборочное чтение (соотнесите текст с рисунками)

    6. Обобщение

    — Чему учат произведения К.Г. Паустовского?

    Д/з: Кто больше прочитает? (выставка книг)

    Найти отрывок прочитанного произведения.

    “Резиновая лодка”.
    “Прощание с летом”.
    “Барсучий нос”.
    “Золотой линь”.
    “Заботливый цветок”.
    “Подарок”.

    7. Рефлексия и самооценка.

    (Светофор. Зеленый – доволен, желтый – не совсем, красный – не доволен)

    А) Что удивило?
    Б) Что произвело впечатление?
    В) Кому можете сказать спасибо?

    “Я хочу жить долго, чтобы испытать до конца всё очарование и исцеляющую силу нашей русской природы” К.Паустовский.

    Имитационная игра

    – Послушайте загадку и определите, о чем идет речь? (слайд №11)

    На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерочек прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) (слайд №12)

    Ольга Высотская посвятила одуванчику свое стихотворение.

    А) Чтение стихотворения

    — Как вы понимаете слова “Он большого солнца – маленький портрет?”

    Б) Дифференциация по объему.

    (Слайд №13)

    1 уровень.

    Подсчитай количество глаголов в стихотворении.
    2 уровень. Какая часть речи встречается чаще?
    3 уровень. Каким выразительным языковым средством пользуется автор? (сравнение)

    М.Пришвин посвящает свое произведение тоже одуванчику и называет его “Золотой луг” (сведения об авторе). (Слайд № 14, 15)

    — Самостоятельное чтение текста

    5. Дифференцированная работа (слайд №16)

    • Комплектование групп-уровней.
    • Подбор разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.
    • Овладение различными видами дифференциации:

    Цветок лепесток в валенках из какого произведения - картинка 18

    Задания группам – подобрать задания к этому произведению по характеру мыслительной деятельности и по уровню творчества.

    6. Выступление групп.

    7. Рефлексия

    .

    А) Что нового узнали на уроке?
    Б) Что вы считаете нужным запомнить?
    В) Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

    Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях